Донецкий



28

ЩЕРБАКОВА ПАРК

altЩербакова, парк – центральный городской парк, служащий олицетворением места отдыха в Донецке.

У парка Щербакова была небольшая, но задорная предыстория. Там, где сейчас вертится колесо обозрения и бьет фонтан с семью узорами струй, до революции собирались на маевки сознательные представители юзовского пролетариата. Чтобы «отмазываться» от блюстителей порядка, маскировали революционные сходки под обычную пьянку. Ну что ж, достоверно изобразить это дело в этом городе всегда умели…

Парк на месте диковатых зарослей начали разбивать в 1932 году. В следующем году уже можно было гулять – появились аллеи и клумбы. Через два года начали работать первые аттракционы. Через пять – отправились первые поезда по детской железной дороге имени товарища Кирова. До войны парк успел сменить имя: сначала «крестным отцом» назначили украинского руководителя Постышева, а когда его репрессировали, появилось нынешнее название. Александр Сергеевич Щербаков был тогдашним секретарем обкома партии, репрессии его не затронули, и в памяти тогдашних мальчишек он остался как большой добряк, не раз катавший их на своей служебной «эмке».

Несмотря на то, что парк Щербакова много раз менял свою сущность, есть в его истории кое-что незыблемое. Это – бабушки, продающие семечки на входе в парк. Как они стояли в 30-х, так стоят и до сих пор. Парк Щербакова, вообще, можно воспринимать как банк разных народных традиций. Удивительно, но до сих пор в нем работает танцплощадка – и, что страннее всего, есть желающие танцевать на ней. А в Первом городском пруду, как и в 50-е годы, все еще вылавливают раков. В те непростые времена свою добычу мальчишки продавали посетителям пивных на Горсаде. Куда сейчас идет живность из ставка, лучше не задумываться.

Долгое время парк Шербакова ассоциировался с главным футбольным клубом города. Еще до войны сюда приезжали лучшие футболисты Союза, чтобы схлестнуться со «Стахановцем» на деревянном стадиончике, сквозь хлипкий забор которого любой безбилетник мог проникнуть, как к себе домой. В 1950 году на деньги угольного министра Засядько и по проекту архитектора Георгия Навроцкого построили монументальное сооружение с башенками, скульптурами и внутренним двориком. Потом его упростили, но увеличили – за счет ликвидации архитектурной мишуры добавили стадиону 20 тысяч мест. Морально устаревший «Шахтер» перестал служить команде в начале века, и с тех пор парк Щербакова уже более – не футбольная Мекка.

Но как место отдыха он, наоборот, ожил после упадка. Новые фонтаны, аллеи и аттракционы совершенно преобразили парк Щербакова. И даже привычные всем места получают новый смысл. Например, старый мост через Первый городской пруд стал мостом влюбленных с замочками «на вечную любовь», закрепленными по всей его длине. На месте бывшего памятника Иосифу Виссарионовичу Сталину появился почти столь же всемогущий Добрый Ангел Мира. А роль девушки с веслом, украшавшей главную лестницу парка с 50-х годов, взяла на себя тетенька с кувшином на обновленной набережной – грациозная, как всякая дончанка.
 
"Большая Донецкая энциклопедия" - совместная акция с газетой "Сегодня"
 

Комментарии к ЩЕРБАКОВА ПАРК

  • zvl
  • 9 августа 2010 10:36
  • Регистрация: 5.11.2009
  • Комментариев: 17
  • Публикаций: 0
  • ICQ: 3420505
Хорошая статья, но фотографий мало. Там сейчас очень живописные места появились с водопадом и ручейком. Набережная, опять же.

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
zvl,
Согласен, надо как-нибудь отдельно сделать галерею

  • Masters
  • 12 августа 2010 11:17
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --
Ну как раз традиция сдавать раков думаю никуда не исчезла .........по крайней мере лет 8 назад когда сам был пацаном тоже вылавливали и благополучно "сплавляли" в близлежащие кафешки.А сейчас при наличии этих чудесных "Магазинов живого пива " уже тем более никуда не денется)

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Пока никаких раков в магазинах живого пива не замечено. Но лично я не против

  • bullet
  • 13 августа 2010 05:09
  • Регистрация: 7.12.2009
  • Комментариев: 94
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --
Легендарное место.С замиранием сердца вспоминаю свет мачт центрального стадиона в дни матчей на "Шахтере".Лодочки,влюблённые пары,драки и темные аллеи...Сейчас это уже другой парк Щербакова.

  • Masters
  • 14 августа 2010 01:18
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --
Так обьемы ловли раков не промышленные) А если уж есть острая необходимость то могу подсказать место где их продают круглосуточно)))

"драки и темные аллеи...".........какие там темные аллеи.......все на входе в легендарную "клетку " обычно происходило))

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Острой необходимости в раках нет, но место подскажите!

  • Регистрация: 21.03.2010
  • Комментариев: 371
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --
По поводу раков" крупных но только днём, мелких но зато круглосуточно"...
Один мой знакомый водитель. человек в силу профессиональных черт ведущий исключительно трезвый образ жизни, рассказывал душещипательную историю о том, как у них в автобазе, где то в районе "Центрально-Заводской" было абсолютно в порядке вещей в обеденный перерыв перелезть через забор к Кальмиусу и не напрягаясь наловить стандартное 10 литровое ведро раков, коими и отобедать, не то что пива попить - а ОТОБЕДАТЬ, настолько крупные особи...
У благодарных слушателей, включая. и меня. чего там душой кривить, от таких рассказов аж дух захватывало...

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
В 1984 году в пивбаре "Уголек" появился человек, подозрительно похожий на Старухина. Он расхаживал между столами и предлагал всем раков, наловленных рядом, на Кальмиусе, и сваренных на костре. Как он решал проблемы с ментами и ресторанным начальством - бог весть

  • Masters
  • 17 августа 2010 17:35
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --
По поводу раков круглосуточно 066 691-90-60 и 050 565-33-59 . Точка у них находиться в районе АС "Центр". По ценам в этом году было от 70 грн\кг до 190 грн\кг. Отпускают круглосуточно только стоит прозвонить узнать есть ли что то в наличии.

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Masters,
Отлично, спасибо!

  • Регистрация: 23.02.2010
  • Комментариев: 47
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --
Замки на мосту это мещанство унылое. А закрытие парка на ночь и запрет въезда на ролах и велосипедах - это вообще на здоровую голову не натянешь.Курить в парке нельзя , но при том там хватает всяких наливаечных палаток и кафешек в парке...Печально это :(

  • sembond
  • 4 сентября 2010 16:16
  • Регистрация: 12.05.2009
  • Комментариев: 1052
  • Публикаций: 0
  • ICQ: 122213505

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Глубокая старость, изборожденная морщинами

  • sembond
  • 6 сентября 2010 07:38
  • Регистрация: 12.05.2009
  • Комментариев: 1052
  • Публикаций: 0
  • ICQ: 122213505
Скорее перерождение.

  • Aryason
  • 11 сентября 2010 07:34
  • Регистрация: 25.03.2010
  • Комментариев: 1507
  • Публикаций: 17
  • ICQ: --
Я как обычно в своем жанре выступлю.

Отчего то, у наших краеведов из статьи в статью фигурирует оборот "после того, как Постышева репресировали, произошло переименование парка". Причем эта фраза повторяется у всех почти слово в слово, и ссылки друг на друга подаются.

А между тем в документах, скажем, за 1947 год, парк Щербакова еще не имеет своего нынешнего названия, а называется Центральны парк КиО города Сталино. А этот документ - положение о парке, где указанны его будущая структура и функции.

Да и не того маштаба была в 38 году фигура тов. Щербакова, чтобы он в подвластной ему области, своим же именем парк назвал. Это шаг - покруче всех культов личности будет, и расстрельным свинцом попахивает.

Тов. Щербаков, судя по старым газетам, своего культа заслужил, именно после своей скоропостижной смерти на следующий день после Победы. И вот, скажем в 1947 году его именем партк в Сталино уже могли назвать, но не как не в 1938 гоуд.

А это значит, что парк, почти 10 ЛЕТ был безымянным.

  • Aryason
  • 19 сентября 2010 21:04
  • Регистрация: 25.03.2010
  • Комментариев: 1507
  • Публикаций: 17
  • ICQ: --
Вот ведь интересная штука факты.
Если, к примеру взглянуть вот сюда, то можно обнаружить интересную вещь. Оказывается, парк Щербакова до войны имел два входа. Один с юга. Другой с севера.

У южного находился карьер и трущобы. А к северному надо было добираться, через живописную дамбу, и там же находилась основная станция детской железной дороги.

Вопрос. Где находился главный вход в парк до войны?

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Ответ: со стороны Бальфуровки. По крайней мере, так утверждает полковник Фридман, наш земляк, которому накануне войны исполнилось 14 лет

  • Aryason
  • 19 сентября 2010 21:21
  • Регистрация: 25.03.2010
  • Комментариев: 1507
  • Публикаций: 17
  • ICQ: --
Значит выглядел так

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Вполне возможно!

  • Aryason
  • 22 сентября 2010 06:57
  • Регистрация: 25.03.2010
  • Комментариев: 1507
  • Публикаций: 17
  • ICQ: --
Вот еще вопросик. Когда ж таки наш парк обзавелся мостом через пруд.
Судя по плану и по расположению памятников (они все обращены лицом к водной глади) - мост задумывался еще при разработке генерального плана парка, до войны.

Некоторые источники говорят, что был мост и до оккупации. Но вериться в это с трудом.

У меня есть фото парка за 41 год - моста нет. И есть фото с деревянным мостом года 52, т.к здание водолечебницы уже есть, а Дворца спорта еще нет.

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Газета СоцДонбасс", 17 июля 1945: "Комсомольская организация Центрально-Городского района Сталино взяла шефство над строительством моста через пруд, который свяжет центр города с парком". Не реконструкция, не восстановление - строительство

14 августа 1945: "Городской мост построен!"

  • Aryason
  • 22 сентября 2010 09:19
  • Регистрация: 25.03.2010
  • Комментариев: 1507
  • Публикаций: 17
  • ICQ: --
Спасибо

В последнее время начинаю замечать, что самый недостоверный источник информации - Донецкий краеведческий музей wink Из его чрева иногда такие перлы выходят...

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Согласен. Люди там фантазируют по полной программе. Одна из глав книги "Город, который придумал Юз" получилась полной туфтой именно по причине чрезмерного доверия к одной из работниц музея. Я был молод и наивен

  • Aryason
  • 22 сентября 2010 09:42
  • Регистрация: 25.03.2010
  • Комментариев: 1507
  • Публикаций: 17
  • ICQ: --
Молодость, это к сожалению, единственный порок который проходит с годами.
Одно радует, постепенно история возвращается городу и становиться все более достоверной

  • Регистрация: 31.03.2010
  • Комментариев: 830
  • Публикаций: 2
  • ICQ: --
"Александр Сергеевич Щербаков был тогдашним секретарем обкома партии, репрессии его не затронули, и в памяти тогдашних мальчишек он остался как большой добряк, не раз катавший их на своей служебной «эмке»."

Как и основная масса большевисткой верхушки, как Дзержинский, Ленин, Троцкий, Сталин, Берия, Тухаческий, Жуков - большие были добряки... :)

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 4600
  • Публикаций: 990
  • ICQ: 68179437
Кусто, речь идет всего лишь о памяти мальчишек - что вы всерьез на такие вещи реагируете, ей-богу?

  • Регистрация: 31.03.2010
  • Комментариев: 830
  • Публикаций: 2
  • ICQ: --
"Кусто, речь идет всего лишь о памяти мальчишек - что вы всерьез на такие вещи реагируете, ей-богу?"

Да не, все я понимаю... Я ж смайлики поставил в конце :)
Но, поймите и Вы меня - мой прадед был репрессирован и растрелян без всяких на то причин в 1938. Прадедушке было 55 лет, у него было 4 сыновей, двое из которых погибли под Мелитополем. Он работал простым конюхом в селе. До сих пор не изветстно за что расстреляли и где похоронен. Никто даже не извинился. Один из людей, подписывающих расстрельные приговоры был тот самый Щербаков. Может роэтому я такой "злой" на советскую власть :)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.