Дитя Мадлен и Парфенона
31.01.2012

Дитя Мадлен и Парфенона

4 февраля 1961 года состоялось открытие здания драматического театра.

Это крайне многострадальный проект. Решение о строительстве было принято в 1947 году – причем не кем-нибудь, а Советом Министров СССР. Стройплощадку, однако, заложили только в 1952 году (долго сочиняли  проект, виноват в задержке директор института «Гипротеатр» Гончаров). А потом…

В апреле 1954 года в газете «Социалистический Донбасс» вышла большая статья «Недопустимая медлительность». Цитируем: «Больше двух лет внимание жителей города Сталино привлекает забор, отгораживающий строительную площадку на улице Артема в том месте, где на нее выходит Макеевское шоссе. За эти годы в городе и области построено и сдано в эксплуатацию много административных и жилых зданий, культурно-просветительных и лечебных учреждений. Лишь за постепенно приходящим в ветхость забором все остается по-прежнему… Речь идет о строительстве здания Сталинского украинского драматического театра имени Артема».

Проблема подкралась с неожиданной стороны. Сразу же после начала земляных работ выяснилось, что проект совершенно не учел состояние грунта на месте строительства. К удивлению разработчиков, оказалось, что Сталино – это шахтерский город, а под будущим театром проходят горные выработки. Обсуждение этой проблемы заняло весь 1953 год. Когда были внесены изменения в проект, возникла более серьезная проблема: кому расчищать стройплощадку от остатков гвоздильного завода. Спорили облстройтрест и горкоммунхоз. К апрелю 1954 года консенсус так и не нашли.

Судя по тому, что активное строительство началось только в 1956 году, театр действительно никому из серьезных организаций в городе не был интересен. Это можно понять: Сталино в 50-е годы бурно развивался, жилье с дорогами и шахтами казались объектами совершенно неотложными. А театр…  Его почитателей, похоже, не наблюдалось ни в облстройтресте, ни в горкоммунхозе, ни даже в управлении культуры, которое должно было контролировать объект. В конце концов, как ни сопротивлялся начальник облстройтреста тов.Кашанский, ему пришлось взяться за дело. И на фотографии середины 1958 года мы видим «коробку» драмтеатра уже почти полностью законченной. Два крана поднимают последние конструкции крыши…

Открытие театра анонсировали сначала 1959 годом, потом – уже точно! – 1960-м. Не вписались. Но вот – февраль 1961-го. Невозможное возможно, драмтеатр объемом 43 тысячи кубических метров открыт. Кресла и драпировка стен из красного бархата. Архитектор «Гипрограда» Н.Порхунов констатирует: «Архитектурное оформление зрелищных помещений, строгое и вместе с тем богатое, вполне отвечает их назначению. Цветовое оформление интерьеров решено в спокойных и приятных тонах».  Растроганный творческий коллектив благодарит родную партию и правительство за такой чудесный подарок. С.Суриков, бригадир с шахты 17-17 бис, требует в этой связи больше хороших спектаклей. Главный режиссер театра Н.Смирнов заверяет: «Мы глубоко понимаем важность нового этапа в творческой жизни. С чувством большой ответственности готовился коллектив к встрече с нашим чутким и требовательным зрителем».

В общем, зритель получил свое, а город – невиданное античное здание, чрезвычайно похожее на парижскую церковь Мадлен и на афинский Парфенон, только немножечко лучше.

 

<!—[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <!—[if gte mso 9]> <!—[if gte mso 10]> <!—[endif] —>

Дитя Мадлен и Парфенона

 

4 февраля 1961 года состоялось открытие здания драматического театра.

 

Это крайне многострадальный проект. Решение о строительстве было принято в 1947 году – причем не кем-нибудь, а Советом Министров СССР. Стройплощадку, однако, заложили только в 1952 году (долго сочиняли проект, виноват в задержке директор института «Гипротеатр» Гончаров). А потом…

 

В апреле 1954 года в газете «Социалистический Донбасс» вышла большая статья «Недопустимая медлительность». Цитируем: «Больше двух лет внимание жителей города Сталино привлекает забор, отгораживающий строительную площадку на улице Артема в том месте, где на нее выходит Макеевское шоссе. За эти годы в городе и области построено и сдано в эксплуатацию много административных и жилых зданий, культурно-просветительных и лечебных учреждений. Лишь за постепенно приходящим в ветхость забором все остается по-прежнему… Речь идет о строительстве здания Сталинского украинского драматического театра имени Артема».

 

Проблема подкралась с неожиданной стороны. Сразу же после начала земляных работ выяснилось, что проект совершенно не учел состояние грунта на месте строительства. К удивлению разработчиков, оказалось, что Сталино – это шахтерский город, а под будущим театром проходят горные выработки. Обсуждение этой проблемы заняло весь 1953 год. Когда были внесены изменения в проект, возникла более серьезная проблема: кому расчищать стройплощадку от остатков гвоздильного завода. Спорили облстройтрест и горкоммунхоз. К апрелю 1954 года консенсус так и не нашли.

 

Судя по тому, что активное строительство началось только в 1956 году, театр действительно никому из серьезных организаций в городе не был интересен. Это можно понять: Сталино в 50-е годы бурно развивался, жилье с дорогами и шахтами казались объектами совершенно неотложными. А театр… Его почитателей, похоже, не наблюдалось ни в облстройтресте, ни в горкоммунхозе, ни даже в управлении культуры, которое должно было контролировать объект. В конце концов, как ни сопротивлялся начальник облстройтреста тов.Кашанский, ему пришлось взяться за дело. И на фотографии середины 1958 года мы видим «коробку» драмтеатра уже почти полностью законченной. Два крана поднимают последние конструкции крыши…

 

Открытие театра анонсировали сначала 1959 годом, потом – уже точно! – 1960-м. Не вписались. Но вот – февраль 1961-го. Невозможное возможно, драмтеатр объемом 43 тысячи кубических метров открыт. Кресла и драпировка стен из красного бархата. Архитектор «Гипрограда» Н.Порхунов констатирует: «Архитектурное оформление зрелищных помещений, строгое и вместе с тем богатое, вполне отвечает их назначению. Цветовое оформление интерьеров решено в спокойных и приятных тонах». Растроганный творческий коллектив благодарит родную партию и правительство за такой чудесный подарок. С.Суриков, бригадир с шахты 17-17 бис, требует в этой связи больше хороших спектаклей. Главный режиссер театра Н.Смирнов заверяет: «Мы глубоко понимаем важность нового этапа в творческой жизни. С чувством большой ответственности готовился коллектив к встрече с нашим чутким и требовательным зрителем».

 

В общем, зритель получил свое, а город – невиданное античное здание, чрезвычайно похожее на парижскую церковь Мадлен и на афинский Парфенон, только немножечко лучше.


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. slava
    slava 31.01.2012, 12:45

    Интересно, выработки какой шахты добрались до центральной части города?

  2. provizor
    provizor 31.01.2012, 13:49

    slava,
    скорее всего шахты Горького!

  3. divan
    divan 31.01.2012, 13:51

    slava,
    provizor,
    А мне думается Центральнозаводской

  4. Ясенов
    Ясенов Автор 31.01.2012, 13:54

    divan,
    provizor,
    slava,
    Или шахты Ливенка. Но вряд ли Горького. Ее в начале 50-х еще и не было

  5. donrace
    donrace 31.01.2012, 15:01

    Тогда был никому не нужен, а сейчас билеты хрен купишь...

  6. Zhoock Off
    Zhoock Off 31.01.2012, 16:29

    брехня про горные выработки сопровождала всю историю донецкого градостроительства:) Хотя они реально есть и под театром. И скорее всего - действительно шахты Горького.

     

    Но Гипротеатр гениально спроектировал для нашей архитектурной сокровищницы особо облегченную конструкцию театрального здания. "Чтоб не сильно проваливалась" (с)

     

    Еще вспомнилось, что когда уже в 2000-е "бабу" водружали на фронтон - широкие массы уверяли, что так именно и было предусмотрено таинственным "первоначальным" проектом.

  7. oksumoron
    oksumoron 31.01.2012, 16:50

    Zhoock Off,

    К сожалению, первоначального проекта я также не видел.  Его автор - Елизавета Натановна Чечик в сталинские годы училась в архитектурном институте и, несомненно, прекрасно знала античную архитектуру (тогда классическому наследию уделялось много внимания). Принцип установки статуи на самом верху фронтона довольно часто применялся во все времена. Правда, стоящая там сейчас уродина имеет мало общего с настоящей скульптурой.

    Почему-то в Випикедии по Донецку неточны ее инициалы - Е. И. вместо Е. Н. 


  8. Zhoock Off
    Zhoock Off 31.01.2012, 16:53

    oksumoron,
    я запросто исхожу из того, что вся инфа, которую распространяет местная муниципальная власть по подобным поводам - нелепая унылая брехня:)

  9. KOLAY
    KOLAY 31.01.2012, 17:24

    Баба, что на фронтоне - действительно жесть .. с этим согласны абсолютно все мои знакормые. Как "такое" можно было допустить??????????

    Zhoock Off,
    "брехня про горные выработки сопровождала всю историю донецкого градостроительства" - это отнюдь не брехня, т.к. были в Донецке дома, которые просаживались по этой причине. А в осмечивании стоимости проектирования вводится дополнительный "коэффициент на подрабатываемые территории", равный 1,2. Единственное, что он применяется по-разному - или только к разделу конструкций или (если повезет уболтать заказчика) ко всему проекту :)

  10. Aryason
    Aryason 31.01.2012, 18:13

    Почему-то в Випикедии по Донецку неточны ее инициалы - Е. И. вместо Е. Н.
    Потому. что Википедия очень волшебное место

  11. oksumoron
    oksumoron 31.01.2012, 18:30

    Aryason,

    Вот так и теряешь веру в человечество.

  12. sembond
    sembond 31.01.2012, 23:00

    oksumoron, это можно исправить.

  13. Aryason
    Aryason 01.02.2012, 05:51

    sembond,
    Что? Опять геноцид? Или вы про википедию?

  14. sembond
    sembond 01.02.2012, 07:46

    Aryason, проикипедию конечно. Всё поправимо.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.