Дворец металлургов: культура, экономика, акустика
13.04.2011

Дворец металлургов: культура, экономика, акустика

Как только не называли это здание! Лично мне оно навсегда запомнилось как ДК Ленина. Думаю, подавляющее большинство дончан, услышав такой вариант названия, поймет, о чем идет речь. Знаковое для Донецка, это сооружение — слепок эпохи, портрет тенденции — всячески, в разных ракурсках исследует коллега Олег Измайлов.

 

Помнится, году так в восемьдесят седьмом (или это было годом ранее?) приятель достал билеты на концерт Александра Градского в ДК им. Ленина. Места были замечательные – где-то там впереди, но с концерта мы вышли с чудом уцелевшими барабанными перепонками. Мощная глотка Градского исторгала из себя невероятной силы звуки высокой частоты, а концертный зал Дворца культуры усиливал их не хуже любого современного усилителя.

 

С тех пор не раз мне приходилось слышать в ответ на этот рассказ – «Да разве ж ты не знал – «дэка» Ленина строился под подобные акустические эффекты».

 

Цель – клубное строительство

Вопросы культуры встали перед Советской властью практически сразу после окончания Гражданской войны и преодоления первых самых страшных ее последствий – голода и промышленной разрухи 1921–1925 годов. В таком непростом и люмпенизированном крае, каковым являлся Донбасс того времени, это были вопросы, конечно, не абстрактного привития народу тяги к прекрасному, а прежде всего налаженного быта и производственной дисциплины. Для решения этих проблем надобно было дать народу, кроме хлеба, еще и зрелищ. Тем паче, что не спала не дремала Церковь – серьезно раненная, но еще не добитая и имевшая в те годы влияние на бытовом уровне на простых людей побольше, чем большевистская доктрина, которой еще только предстояло доказать свою эффективность.

 

Надо сказать, что еще в 1924 году Донецкий губернский отдел Союза горнорабочих сделал первые шаги в этом направлении – было создано строительное бюро для производства хозяйственным способом строительства клубов и Дворцов культуры. Было решено, что со временем строительство клубов будет плановым. Увы, Донецк практически не знал тогда слова «архитектор». Поэтому донецкие власти решили, что для разработки типовых проектов Дворцов культуры Донбасса по программе Донгуботдела Союза горнорабочих работы сосредоточиваются в Харькове в комплексном проектно-строительном бюро «Клубстрой». К слову сказать, вынужденное обращение к харьковским архитектурным «варягам» на десятилетия определило своего рода вторичность всей донецкой архитектуры и градостроительства. Именно харьковские типовые проекты в 30–50-е годы брались за основу архитектурных решений города. И такие знаковые для Донецка здания, как, например, Министерство угольной промышленности УССР, Главпочтамт имеют своих «близнецов» в Харькове, так же, как здание нашего цирка «Космос» один в один повторяет собратьев в Новосибирске и еще пятнадцати городах бывшего СССР.

 

Конструктивизм как мода

 

Впрочем, во второй половине 20-х годов все было немножко иначе. Первыми Дворцами культуры, или Дворцами труда, по терминологии того времени, в Донецке (тогда Сталино) стали ДК им. Франко и ДК им. Петровского, сданные в эксплуатацию в 1927 году. И для того времени, и для нашего это были довольно оригинальные, симпатичные проекты, сделанные на стыке традиционного «палладианства» (по имени средневекового архитектора Андреа Палладио) и псевдороманского стиля. Оба сооружения достойны отдельного рассказа. Забегая вперед, скажем, что классические «палладианские» ДК и клубы, только в гораздо упрощенном виде, станут образцом для советских архитекторов и строителей аж до 60-х годов.

 

Но к концу 20-х в Донецк вслед за крупными культурно-промышленными центрами пришел новый оригинальный стиль – конструктивизм. Его негласной столицей в СССР сделался Харьков, где сильная и богатая традициями архитектурная школа на лету хватала все новое и прогрессивное в своем искусстве. Сегодня многие ошибочно предполагают, что конструктивизм – стиль исключительно советский. Это неверно. Историки архитектуры указывают, что провозвестником этой новации явилась еще Эйфелева башня, сочетавшая в себе элементы модернизма и конструктивизма одновременно. Но верно и то, что мир «заболел» конструктивизмом с подачи советских архитекторов. Здания в этом стиле строили тогда повсеместно – в Париже, Штутгарте, Женеве, Буэнос-Айресе и еще во многих городах по обе стороны Атлантики. В Штатах яркие образцы конструктивистского подхода в городском строительстве явили Чикаго, Нью-Йорк и Сан-Франциско. Дань увлечению конструктивизмом отдали многие выдающиеся архитекторы, и в первую очередь вспоминается, конечно, имя Корбюзье.

 

Культуру – металлургам!

 

Нет поэтому ничего удивительного, что в «ревущих двадцатых» конструктивистское мышление в архитектуре (а были еще и живопись, и поэзия) искало самовыражения в промышленном Сталино. По старой юзовской традиции, основополагающим элементом городской жизни, ее локомотивом в любой сфере был металлургический завод. Его руководители и заказали проект своего Дворца культуры в модном стиле. Чтоб идти в ногу со временем, надо полагать.

 

Дворец культуры им. Ленина стал одним из выдающихся конструктивистских зданий города. Хотя, конечно, сам проект родился в баталиях 1926–1928 годов, развернувшихся в Москве. В эти годы велась всесоюзная дискуссия о клубном строительстве – жаркая и бескомпромиссная. Ее итогом явилось рождение нескольких типовых проектов для рабочих клубов и Дворцов культуры. Рассматривая их в старом журнале, невольно ловишь себя на мысли, что ты это уже видел в Донецке на поселке Стандарт, где и начали в 1927 году строительство нового очага культуры. Внешне здание очень напоминает родственные ему ДК в Москве и Питере – завода им. Лихачева, например, или «Красного треугольника». Близок нашему ДК им. Ленина и Клуб железнодорожников в Харькове. Еще бы – оба здания строились по проекту крупного русского архитектора первой трети XX века Александра Ивановича Дмитриева, автора такого заметного здания, как Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге.

 

Смелость мысли, оригинальность архитектурных решений присущи всем проектам Дмитриева, видны и в облике ДК им. Ленина, который в литературе по истории архитектуры проходит как «Дворец культуры металлургов».

 

Гордость района

 

Строили споро. И в 1929 году сдали первую очередь (проект был вообще-то масштабный) Дворца культуры. Для местных жителей он без преувеличения стал центром не только культуры, но и будущей застройки Сталинозаводского района. Что же за здание получил город? Процитируем архитектурно-исторический очерк «Донецк», 1982.

 

«Его (ДК) в момент постройки окружала одноэтажная застройка, поэтому трёхэтажное здание ДК, к тому же находящееся на возвышенности, выделялось среди окружения, а в тёмное время суток ещё и осуществлялась подсветка. Большую часть фасада занимали оконные проёмы, большие плоскости стёкол сочетаются с глухими поверхностями стены. Клуб делится на зрелищную и клубную части. В зрелищной части находится зрительный зал на 1200 мест. В клубной части находятся лекционный зал, библиотека с книгохранилищем, балетная студия, зимний зал для проведения танцевальных вечеров и 25 аудиторий для кружков. Монолитные железобетонные перекрытия увязаны с размерами и назначением всех помещений, архитектурная трактовка интерьеров которых увязана с художественным осмыслением перекрытий. В зале библиотеки – простые квадратные кессоны, в зале балетной студии – балки, в лекционном зале – десять железобетонных балок, расходящихся от центра полукруглого зала в виде веера. Стены и колонны были оформлены комбинированными панелями из дуба и ореха и большими зеркалами».

 

В 1930–1932 годах начали строить вторую очередь здания. Это должна была быть театральная часть Дворца. По канонам клубного строительства тех лет, Дворцы культуры делились на три части: общую, театральную и спортивную. Но строительство по какой-то причине растянулось на годы и завершено не было – театральная часть получила только один из трех запроектированных этажей.

 

Война и запустение

 

А потом пришла война. Та страшная война, которая сжигала все на своем пути. И любимый ДК сталинских металлургов, краса и гордость района, чуть было не погиб. Фашисты со свойственной им страстью к осквернению осквернили и это здание, устроив в нем концлагерь строгого режима. Здесь пыточных дел мастера убивали советских людей. Здесь, в частности, окончил жизнь известный советский украинский писатель Яков Качура.

 

Восемь лет после освобождения Сталино от захватчиков Дворец культуры стоял на своем возвышении черной обгоревшей громадиной, зияя провалами пустых глазниц оконных проемов. У страны, у города были более насущные задачи, не до восстановления было. Оно началось только в 1951–1952 годах. Раны, нанесенные войной одному из виднейших архитектурных памятников Сталино, были столь велики, что к 1955 году его смогли восстановить только вчерне, «косметически». Затем городские власти приняли решение о полной реконструкции и восстановлении Дворца культуры им. Ленина. По мысли архитекторов Антонова и Лемсона, культурный комплекс благодаря своему расположению, объему и значению должен стать доминантой этой части города.

 

Антонов и Лемсон: реконструкция

 

В 1957 году начались работы, и Дворец культуры металлургов менял первоначальный облик. Способствовала этому… экономическая ситуация. Руководствуясь требованиями снижения стоимости строительства, авторы проекта при разработке рабочих чертежей пересмотрели утвержденный ранее технический проект. Было принципиально изменено архитектурное решение фасадов, исключены декоративный портик и башенная часть, применены более современные и экономичные конструкции. Стилевая сторона интерьеров также изменена с учетом более органичной ее увязки с обликом всего здания. Эти и другие мероприятия способствовали значительному снижению стоимости всего комплекса, утвержденного в сумме 13,1 млн рублей.

 

«Участок Дворца культуры площадью 15 га, – писали авторы проекта в статье для «Строительства и Архитектуры», – размещенный в трех километрах от центра г. Сталино, на самых высоких отметках, имеет хорошую транспортную связь с городом и прилегающими районами. Значительный рельеф участка с разницей отметок до 12 м дает возможность организовать парадные подходы к зданию Дворца, просматриваемого со многих точек города. Главный вход в парк организован по оси театра в виде широкой парадной аллеи, которая служит композиционной осью планировки парка». Кстати, о парке. Проектировщики особо подчеркивали наличие в нем двух подземных уборных. Были они первыми в городе туалетами такого типа, точно неизвестно, но вполне возможно.

 

Авторы проекта оставили для потомков обоснование своих переделок. Так, например, в первоначальном проекте Дворца культуры несколько беспокойное сочетание частей уравновешивалось доминирующим четырехэтажным объемом театра. При реконструкции было решено ограничиться тремя этажами, что несколько нарушило равновесие композиции. «Учитывая расположение здания в нагорной части города, – писали Антонов и Лемсон, – и его обозрение с дальних точек, фасады решены лаконично, простыми членениями. С динамичной формой полукруглой части и резкими вертикалями лопаток контрастирует спокойная горизонтальная композиция театра. Башенная часть со входом в клуб акцентирует место перехода одной системы в другую».

 

 

 

 

Акустика, а за ней эстетика

 

Авторы отказались от декоративных средств в решении фасадов, так как, по их мнению, «сильная пластика объемов, крупный масштаб, введение больших поверхностей стекла способны сами по себе создать достаточно интересный образ общественного здания».

 

На помощь архитекторам и строителям Сталино пришел сам конструктивизм. Как утверждали Антонов и Лемсон, «Сохранившаяся система конструкций здания продиктовала конструктивное решение с применением типовых сборных железобетонных конструкций и частичным замоноличиванием лишь сложных по форме узлов».

 

Увы, экономия на стройматериалах не позволила при восстановлении Дворца культуры им. Ленина применить входившие в моду пластики. «В большинстве помещений, – вздыхали авторы, – применена штукатурка с использованием высококачественной масляной и клеевой колерной краски». Кое-где, например в библиотеке, были применены фанера «под дуб» и гипсовые плиты.

 

Закончу обзор истории Дворца культуры им. Ленина тем, с чего начал – акустикой. Именно реконструкция 1957–1961 годов дала театральному залу Дворца на 950 мест его знаменитый звук. Чтобы ни у кого не возникло в том сомнения, снова сошлюсь на Антонова с Лемсоном: «При определении наилучшего объема зала проектировщики руководствовались прежде всего соображениями акустики и экономии. А во вторую очередь – эстетики». Вот так все просто и функционально. И я бы сказал – очень по-донецки.

 

Олег ИЗМАЙЛОВ

<!—[if gte mso 9]> Normal 0 21 false false false UK X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!—[if gte mso 9]> <!—[if !mso]> <!—[endif] —><!—[if gte mso 10]> <!—[endif] —>

Помнится, году так в восемьдесят седьмом (или это было годом ранее?) приятель достал билеты на концерт Александра Градского в ДК им. Ленина. Места были замечательные – где-то там впереди, но с концерта мы вышли с чудом уцелевшими барабанными перепонками. Мощная глотка Градского исторгала из себя невероятной силы звуки высокой частоты, а концертный зал Дворца культуры усиливал их не хуже любого современного усилителя.

С тех пор не раз мне приходилось слышать в ответ на этот рассказ – «Да разве ж ты не знал – «дэка» Ленина строился под подобные акустические эффекты».

 

Цель – клубное строительство

 

Вопросы культуры встали перед Советской властью практически сразу после окончания Гражданской войны и преодоления первых самых страшных ее последствий – голода и промышленной разрухи 1921–1925 годов. В таком непростом и люмпенизированном крае, каковым являлся Донбасс того времени, это были вопросы, конечно, не абстрактного привития народу тяги к прекрасному, а прежде всего налаженного быта и производственной дисциплины. Для решения этих проблем надобно было дать народу, кроме хлеба, еще и зрелищ. Тем паче, что не спала не дремала Церковь – серьезно раненная, но еще не добитая и имевшая в те годы влияние на бытовом уровне на простых людей побольше, чем большевистская доктрина, которой еще только предстояло доказать свою эффективность.

Надо сказать, что еще в 1924 году Донецкий губернский отдел Союза горнорабочих сделал первые шаги в этом направлении – было создано строительное бюро для производства хозяйственным способом строительства клубов и Дворцов культуры. Было решено, что со временем строительство клубов будет плановым. Увы, Донецк практически не знал тогда слова «архитектор». Поэтому донецкие власти решили, что для разработкитиповых проектов Дворцов культуры Донбассапо программе Донгуботдела Союза горнорабочих работы сосредоточиваются в Харькове в комплексном проектно-строительном бюро «Клубстрой». К слову сказать, вынужденное обращение к харьковским архитектурным «варягам» на десятилетия определило своего рода вторичность всей донецкой архитектуры и градостроительства. Именно харьковские типовые проекты в 30–50-е годы брались за основу архитектурных решений города. И такие знаковые для Донецка здания, как, например, Министерство угольной промышленности УССР, Главпочтамт имеют своих «близнецов» в Харькове, так же, как здание нашего цирка «Космос» один в один повторяет собратьев в Новосибирске и еще пятнадцати городах бывшего СССР.

Конструктивизм как мода

Впрочем, во второй половине 20-х годов все было немножко иначе. Первыми Дворцами культуры, или Дворцами труда, по терминологии того времени, в Донецке (тогда Сталино) стали ДК им. Франко и ДК им. Петровского, сданные в эксплуатацию в 1927 году. И для того времени, и для нашего это были довольно оригинальные, симпатичные проекты, сделанные на стыке традиционного «палладианства» (по имени средневекового архитектора Андреа Палладио) и псевдороманского стиля. Оба сооружения достойны отдельного рассказа. Забегая вперед, скажем, что классические «палладианские» ДК и клубы, только в гораздо упрощенном виде, станут образцом для советских архитекторов и строителей аж до 60-х годов.

Но к концу 20-х в Донецк вслед за крупными культурно-промышленными центрами пришел новый оригинальный стиль – конструктивизм. Его негласной столицей в СССР сделался Харьков, где сильная и богатая традициями архитектурная школа на лету хватала все новое и прогрессивное в своем искусстве. Сегодня многие ошибочно предполагают, что конструктивизм – стиль исключительно советский. Это неверно. Историки архитектуры указывают, что провозвестником этой новации явилась еще Эйфелева башня, сочетавшая в себе элементы модернизма и конструктивизма одновременно. Но верно и то, что мир «заболел» конструктивизмом с подачи советских архитекторов. Здания в этом стиле строили тогда повсеместно – в Париже, Штутгарте, Женеве, Буэнос-Айресе и еще во многих городах по обе стороны Атлантики. В Штатах яркие образцы конструктивистского подхода в городском строительстве явили Чикаго, Нью-Йорк и Сан-Франциско. Дань увлечению конструктивизмом отдали многие выдающиеся архитекторы, и в первую очередь вспоминается, конечно, имя Корбюзье.

Культуру – металлургам!

Нет поэтому ничего удивительного, что в «ревущих двадцатых» конструктивистское мышление в архитектуре (а были еще и живопись, и поэзия) искало самовыражения в промышленном Сталино. По старой юзовской традиции, основополагающим элементом городской жизни, ее локомотивом в любой сфере был металлургический завод. Его руководители и заказали проект своего Дворца культуры в модном стиле. Чтоб идти в ногу со временем, надо полагать.

Дворец культуры им. Ленина стал одним из выдающихся конструктивистских зданий города. Хотя, конечно, сам проект родился в баталиях 1926–1928 годов, развернувшихся в Москве. В эти годы велась всесоюзная дискуссия о клубном строительстве – жаркая и бескомпромиссная. Ее итогом явилось рождение нескольких типовых проектов для рабочих клубов и Дворцов культуры. Рассматривая их в старом журнале, невольно ловишь себя на мысли, что ты это уже видел в Донецке на поселке Стандарт, где и начали в 1927 году строительство нового очага культуры. Внешне здание очень напоминает родственные ему ДК в Москве и Питере – завода им. Лихачева, например, или «Красного треугольника». Близок нашему ДК им. Ленина и Клуб железнодорожников в Харькове. Еще бы – оба здания строились по проекту крупного русского архитектора первой третиXXвека Александра Ивановича Дмитриева, автора такого заметного здания, как Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге.

Смелость мысли, оригинальность архитектурных решений присущи всем проектам Дмитриева, видны и в облике ДК им. Ленина, который в литературе по истории архитектуры проходит как «Дворец культуры металлургов».

Гордость района

Строили споро. И в 1929 году сдали первую очередь (проект был вообще-то масштабный) Дворца культуры. Для местных жителей он без преувеличения стал центром не только культуры, но и будущей застройки Сталинозаводского района. Что же за здание получил город? Процитируем архитектурно-исторический очерк «Донецк», 1982.

«Его (ДК) в момент постройки окружала одноэтажная застройка, поэтому трёхэтажное здание ДК, к тому же находящееся на возвышенности, выделялось среди окружения, а в тёмное время суток ещё и осуществлялась подсветка. Большую частьфасадазанимали оконные проёмы, большие плоскости стёкол сочетаются с глухими поверхностями стены. Клуб делится на зрелищную и клубную части. В зрелищной части находится зрительный зал на 1200 мест. В клубной части находятся лекционный зал,библиотекас книгохранилищем, балетная студия, зимний зал для проведения танцевальных вечеров и 25 аудиторий для кружков. Монолитныежелезобетонныеперекрытия увязаны с размерами и назначением всех помещений, архитектурная трактовкаинтерьеровкоторых увязана с художественным осмыслением перекрытий. В зале библиотеки – простые квадратныекессоны, в зале балетной студии – балки, в лекционном зале – десять железобетонныхбалок, расходящихся от центра полукруглого зала в видевеера. Стены иколонныбыли оформлены комбинированными панелями из дуба и ореха и большими зеркалами».

В 1930–1932 годах начали строить вторую очередь здания. Это должна была быть театральная часть Дворца. По канонам клубного строительства тех лет, Дворцы культуры делились на три части: общую, театральную и спортивную. Но строительство по какой-то причине растянулось на годы и завершено не было – театральная часть получила только один из трех запроектированных этажей.

Война и запустение

А потом пришла война. Та страшная война, которая сжигала все на своем пути. И любимый ДК сталинских металлургов, краса и гордость района, чуть было не погиб. Фашисты со свойственной им страстью к осквернению осквернили и это здание, устроив в нем концлагерь строгого режима. Здесь пыточных дел мастера убивали советских людей. Здесь, в частности, окончил жизнь известный советский украинский писатель Яков Качура.

Восемь лет после освобождения Сталино от захватчиков Дворец культуры стоял на своем возвышении черной обгоревшей громадиной, зияя провалами пустых глазниц оконных проемов. У страны, у города были более насущные задачи, не до восстановления было. Оно началось только в 1951–1952 годах. Раны, нанесенные войной одному из виднейших архитектурных памятников Сталино, были столь велики, что к 1955 году его смогли восстановить только вчерне, «косметически». Затем городские власти приняли решение о полной реконструкции и восстановлении Дворца культуры им. Ленина. По мысли архитекторов Антонова и Лемсона, культурный комплекс благодаря своему расположению, объему и значению должен стать доминантой этой части города.

Антонов и Лемсон: реконструкция

В 1957 году начались работы, и Дворец культуры металлургов менял первоначальный облик. Способствовала этому… экономическая ситуация. Руководствуясь требованиями снижения стоимости строительства, авторы проекта при разработке рабочих чертежей пересмотрели утвержденный ранее технический проект. Было принципиально изменено архитектурное решение фасадов, исключены декоративный портик и башенная часть, применены более современные и экономичные конструкции. Стилевая сторона интерьеров также изменена с учетом более органичной ее увязки с обликом всего здания. Эти и другие мероприятия способствовали значительному снижению стоимости всего комплекса, утвержденного в сумме 13,1 млн рублей.

«Участок Дворца культуры площадью 15 га,писали авторы проекта в статье для «Строительства и Архитектуры»,размещенный в трех километрах от центра г. Сталино, на самых высоких отметках, имеет хорошую транспортную связь с городом и прилегающими районами. Значительный рельеф участка с разницей отметок до 12 м дает возможность организовать парадные подходы к зданию Дворца, просматриваемого со многих точек города. Главный вход в парк организован по оси театра в виде широкой парадной аллеи, которая служит композиционной осью планировки парка». Кстати, о парке. Проектировщики особо подчеркивали наличие в нем двух подземных уборных. Были они первыми в городе туалетами такого типа, точно неизвестно, но вполне возможно.

Авторы проекта оставили для потомков обоснование своих переделок. Так, например, в первоначальном проекте Дворца культуры несколько беспокойное сочетание частей уравновешивалось доминирующим четырехэтажным объемом театра. При реконструкции было решено ограничиться тремя этажами, что несколько нарушило равновесие композиции. «Учитывая расположение здания в нагорной части города,писали Антонов и Лемсон,и его обозрение с дальних точек, фасады решены лаконично, простыми членениями. С динамичной формой полукруглой части и резкими вертикалями лопаток контрастирует спокойная горизонтальная композиция театра. Башенная часть со входом в клуб акцентирует место перехода одной системы в другую».

Акустика, а за ней эстетика

Авторы отказались от декоративных средств в решении фасадов, так как, по их мнению, «сильная пластика объемов, крупный масштаб, введение больших поверхностей стекла способны сами по себе создать достаточно интересный образ общественного здания».

На помощь архитекторам и строителям Сталино пришел сам конструктивизм. Как утверждали Антонов и Лемсон, «Сохранившаяся система конструкций здания продиктовала конструктивное решение с применением типовых сборных железобетонных конструкций и частичным замоноличиванием лишь сложных по форме узлов».

Увы, экономия на стройматериалах не позволила при восстановлении Дворца культуры им. Ленина применить входившие в моду пластики. «В большинстве помещений,вздыхали авторы,применена штукатурка с использованием высококачественной масляной и клеевой колерной краски». Кое-где, например в библиотеке, были применены фанера «под дуб» и гипсовые плиты.

Закончу обзор истории Дворца культуры им. Ленина тем, с чего начал – акустикой. Именно реконструкция 19571961 годов дала театральному залу Дворца на 950 мест его знаменитый звук. Чтобы ни у кого не возникло в том сомнения, снова сошлюсь на Антонова с Лемсоном: «При определении наилучшего объема зала проектировщики руководствовались прежде всего соображениями акустики и экономии. А во вторую очередь – эстетики». Вот так все просто и функционально. И я бы сказал – очень по-донецки.

Олег ИЗМАЙЛОВ


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. алекс
    алекс 13.04.2011, 22:07

    Андреа ди Пьетро (Палладио) - архитектор Позднего Возрождения.

  2. FazU
    FazU 13.04.2011, 22:58

    И вот снова реконструкция, уже нового века. Тянется она наверное уже года три, но вроде бы близится к логичнному завершению.

  3. алекс
    алекс 13.04.2011, 23:00

    ДК им. Франко  строилось по типовому проекту №1 (Всеукраинский комитет горнорабочих СССР. Строительство дворцов культуры в Донбассе. Харьков 1928г.)

    Палладианством и псевдороманским стилем там и не пахло. Его реконструкцию в 1957 г. осуществил архитектор Лев Берберов, и только тогда в нем появились "классические" элементы, которые сохранились и сейчас.

  4. sergeiboicko
    sergeiboicko 14.04.2011, 06:28

    Спасибо. Интересная статья. Хотелось бы прочитать подобную статью и про ДК им. Франко . Извините что  не в тему, но очень интересно и хотелось бы узнать что за здание на фото -  http://fotki.yandex.ru/users/sergeiboicko/view/495462/?page=0   Находиться оно неподалеку 30-й шахты, рядом с одноименным рынком.

  5. yura beylin
    yura beylin 14.04.2011, 06:45

    А для меня это здание -моё детство!!!!!Я с 1938 года жил на Ларинке и учился в 10-ой школе !!!В этом клубе для школьников нашего района проводились утренники по разным случаям и особенно запомнился мне праздник встречи Нового 1941 года-хоть и прошло с тех пор более 60-ти лет,в моей памяти сохранилась та грандиозная встреча!!!Для нас выступали лучшие актёры театров и цирка!!!Раздавались немыслемые по тем временам подарки!Как бы прощались с мирным временем!!!Я уже учился в 7 классе ,а для восьмилети считался старшекласником!!Это  в мои -то 13 почти лет!Там же был прекрасный парк и мы туда с друзьями бегали играть!!!Спасибо за статью-навеяла она мне такие нежные воспоминания светлого ещё тогда детства!!!!

  6. Кусто
    Кусто 14.04.2011, 09:25

    Про сумасшедшую аккустику - чистая правда. Мой друг работал там DJ на дискотеке в конце 90-х.

  7. ismaell
    ismaell 14.04.2011, 11:14

    алекс,  возможно вы и правы, я-то сужу по современному виду. Съезжу по теплу туда (ДК Франко), поговорю с людьми, тогда и поделюсь окончательными выводами. Это здание по своему тоже небезинтересно.
    Кусто, когда Градский брал верхние ноты, в ушах свербило примерно, как в самолете при  снижении)))

  8. алекс
    алекс 14.04.2011, 12:10

    ismaell,
    Дайте мне Вашу электронку - вышлю проектные решения планов и фасадов всех 3-х типов ДК

  9. VASYL
    VASYL 14.04.2011, 13:36

    Спасибо за статью!Действительно, название ДК Ленина отличается от правильного официального, но именно оно было на слуху. Восстановление ДК было длительным. Конечно, это мои воспоминания из детства(поправки принимаются), но мне кажется, что окончательное восстановление ДК произошло в начале 60-х. Долгое время,видно было даже из окна трамвая, с Ленинского проспекта, западная часть представляла собой разрушенное здание времён войны. А вот самая близкая к проспекту северная часть была восстановлена. Долгое время здесь был вход в кинозал, назывался кинотеатр "Украина". На фасаде висели киноафиши. В начале 70-х в фойе центрального  здания(с полукруглым фасадом) на2-м этаже по вечерам были танцы, это уже отдельная тема. До создания монумента "Жертвам фашизма" почти на этом же месте находился скромный памятник, фигура советского солдата с автоматом на груди. Нам мальчишкам интересно было то, что ППШ был с рожковым магазином. Из более позднего запомнилось безбилетное проникновение на "Червони гитары". Именно возле ДК довелось увидеть  А.Райкина.  В парке, где сейчас детский городок была заасфальтированная площадка. Там можно было часами наблюдать за полётами кордовых авиамоделей.

  10. Zhoock Off
    Zhoock Off 14.04.2011, 13:49

    алекс,
    можно попросить и в мой адрес выслать решения? - тут можно в личку высылать, слава Админам)

  11. sembond
    sembond 14.04.2011, 14:27

    Кусто,
    Дискотека была скорее в фойе, не в зале. "Пилот" звалась.

  12. Aryason
    Aryason 14.04.2011, 17:50

    Дайте мне Вашу электронку - вышлю проектные решения планов и фасадов всех 3-х типов ДК
     
    Всем раздаете или только Измайлову? Возьмит в долю

  13. ismaell
    ismaell 14.04.2011, 19:36

    алекс, Электронка такая - Klarik2@yandex.ru Спасибо!



    Aryason, Саша, поделюсь)))

     



    VASYL,
    Все правильно - в начале шестидесятых.

  14. Sid Misious
    Sid Misious 21.04.2011, 23:18

         Впервые я был в ДК на акустическом концерте В.Бутусова (он выступал один с гитарой на босу ногу). Акустика действительно приятно удивила, особенно хорошо прозвучала песня Наутилуса "Утро Полины"!  Кстати возле ДК сейчас тоже все деревья вырубили (должны высадить новые) и говорят, что собираются огородить забором! 

    P.S. Да я и сам там выступал в концертах... Хорошая акустика!

  15. Zhoock Off
    Zhoock Off 24.04.2011, 09:05

    Sid Misious,
    да. выступление памятное.
    Вячеслав был полужив. Ни одна песня без ошибки ему не удалась, но шла сплошная помощь зала, помните?
    После я узнал, что это у него серия концертов в таком качестве была тогда - на трудный период в его жизни пришлась.

  16. Sid Misious
    Sid Misious 25.04.2011, 21:20

    После концерта мне удалось встретиться с Бутусовым возле "Снукера", он был задумчив, но доброжелателен...  
    Кстати, есть еще один слух, что возле ДК построят фонтан! 

  17. doncirk
    doncirk 23.11.2012, 01:22

    Одним из первых концертов в ДК Ленина был концерт "Червони Гитары" из Польши. Аншлаг был сумашедший. Это было где то в 1970 году

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.