Педагогическая поэма Иосифа Каракиса
19.04.2011

Педагогическая поэма Иосифа Каракиса

Это здание было бы уникальным в любом городе, но построено именно для столицы Донбасса. Это здание, повторимся, уникально, но те, кто им пользуется вот уже почти полвека, похоже, могут только догадываться об этом. А значит, пора напомнить историю его создания. Но сначала расскажем о его создателе.

 

Киевское «диво» архитектуры

Средневековая Испания называла монаха и драматурга Лопе де Вега «фениксом, дивом Испании». Он написал четыре тысячи пьес, из которых до нас дошли только несколько (как «Собака на сене», например). Украина может называть своим «дивом» архитектора Иосифа Каракиса – по проектам Иосифа Юльевича в Советском Союзе было возведено более четырех тысяч зданий, десятки из них стали памятниками архитектуры. Из этих четырех тысяч две приходится на школы, проектирование которых было «коньком» Каракиса.

Вот о школах и будет наше повествование. Но прежде еще несколько слов о Каракисе. В молодости он отдал дань увлечению конструктивизмом, достигнув значительных успехов в работе с этим стилем. Пережив в начале 50-х кратковременную опалу (забавно, что еврею Каракису сначала «шили» украинский мелкобуржуазный национализм, а только затем влили в ряды «безродных космополитов») Иосиф Юльевич начинает работать в киевском «Гипрограде», с головой уйдя в проектирование школ. В 1963 году Иосифа Каракиса пригласили возглавить новый отдел проектирования школьных зданий в институте КиевЗНИИЭП.

Иосиф Каракис – «отец» нескольких донецких школ. Первая из них построена на Мушкетово и была экспериментальной, как и многие творения мастера. По типовому проекту Каракиса возводилась и школа № 47 (мы еще вспомним о ней коротко чуть позже). Но настоящим венцом творческой мысли архитектора стала одна из центральных в городе — экспериментальная школа № 5 — Культурно-спортивный центр на 2032 учащихся, как именовалась она в официальных документах.

 

 

Поэзия под соусом прагматизма

Строилась школа в новом микрорайоне у самого Кальмиуса – на месте былой Семеновки. Каракис был назначен главным архитектором проекта, к работе над которым были привлечены лучшие архитекторы Донецка – Павел Вигдергауз, Альвиан Страшнов и Владимир Волик. Областное и городское начальство приняло решение – в новом районе строим по-новому. И тут читателю пригодится маленькая ремарка. На дворе стояла середина 60-х, шла к своему завершению так называемая оттепель, одной из примет которой было неудержимое стремление общества к новому, к обновлению во всем – литературе, технике, архитектуре, наконец. То было поэтическое время надежд и мечтаний народа, пережившего  совсем недавно страшнейшую из войн в истории человечества. Вместе с тем в моду входили новые же технологии и стили жизни. Каракис и его донецкие коллеги замахнулись выстроить нечто такое, что коренным образом преобразовало бы и учебный процесс в школах, и несло в себе революционные идеи в гигиене школьника и педагога, развивало бы свободу мышления, восприятия и вкусы тех, кто зданием будет пользоваться.

И вышла у них пятая школа – объект своеобразный, чтобы не сказать неповторимый. Теперь дадим его описание, приведенное по горячим следам журналом «Строительство и архитектура»: «…комплекс сооружений, состоящий из восьми одноэтажных и двух двухэтажных корпусов. В одном из двухэтажных корпусов размещены лаборатории, кабинеты физики и химии, производственные мастерские, библиотека, пищеблок и административные помещения. Второй двухэтажный корпус состоит их двух гимнастических залов с душевыми и раздевалками, актового зала на 360 мест, радиоузла и теплового пункта. Все восемь одноэтажных блоков одинаковы по своему объемо-планировочному и конструктивному решению. Каждый имеет пять квадратных в плане классов, учительскую и санузел. Отдельное расположение классных блоков обеспечивает дифференцированный процесс обучения (в каждом блоке продолжительность урока может быть различной). Классные блоки имеют свои благоустроенные игровые дворики».

Те, кто строил

О здании этой школы можно рассказывать долго, при его возведении было применено немало строительно-технических новшеств. Но лучше мы несколько слов скажем о строителях, которых обычно забывают назвать. Генеральным подрядчиком на строительстве было СУ №3 треста «Донецкжилстрой № 1», чьи специалисты к тому времени получили немалый опыт на сложных объектах и в работе с новыми материалами и технологиями. Оно же организовало работу субподрядчиков. Инженерное оборудование комплекса выполняли строительные управления трестов «Строймеханизация», «Сантехэлектромонтаж», «Донецкспецстрой» и «Донецкдорстрой». Отделочные работы на себя взяли сотрудники специализированного отделочного управления Донецкжилстроя № 1. Насколько умело все было сделано, говорят два факта – школа была построена за 10 месяцев вместо 18 по плану, а фактическая стоимость объекта составила 901 тысячу рублей при смете в 994 тысячи.

 

 

Главное — рекреация

В 1967 году автор проекта Иосиф Каракис не успевал давать интервью по поводу экспериментальной донецкой школы. Еще бы, ведь такой нигде больше не было на просторах огромного СССР. Естественно, его спрашивали, почему он спроектировал вместо привычной школы в несколько этажей малоэтажное здание. Иосиф Юльевич отвечал следующее:

— В школах, возведенных по типовым проектам, классные комнаты размещаются во всех трех или четырех этажах. На переменах дети с верхних этажей не успевают выходить на открытый воздух, так как вся перемена уходит на опускание и поднимание по лестнице, одевание и раздевание верхней одежды. Одноэтажная и частично двухэтажная структура экспериментальной школы позволяет на уровне земли разместить 40 классных помещений. Это дает возможность обеспечить связь каждой классной комнаты с двориком, куда летом непосредственно из классной комнаты, а зимой через тамбур, расположенный в конце каждого из восьми блоков, школьники могут выходить за 1-2 минуты. Кроме того, возведение малоэтажных школ имеет и ряд других преимуществ: экономия на объеме зданий, применение в строительстве простых конструкций из местных строительных материалов. Если учесть, что школа построена над горными выработками и на рельефе, стоимость ее получилась не дороже двух обычных школ такой же вместимости.

В целом учебный комплекс был готов еще в 1965 году. К лету 1966-го за школу взялись художники-монументалисты, что подарило этому совсем неординарному зданию еще одну черту его уникальности.

Григорий Синица и бригада Зарецкого

Монументальное искусство тогда в Украине только входило в силу. И его безусловным лидером мы видим самобытнейшую фигуру – Григория Синицу. Человек редкой судьбы, он обладал огромным творческим потенциалом. Коллеги из Союза художников считали Григория Ивановича самым образованным человеком в своем кругу. Ему суждено было осуществить революцию в искусстве, создать не только новую живопись, построенную на колористической основе, но и изобрести новую монументальную технику – флоромозаику. Ее суть – в сочетании материалов флоры и фауны различной фракции.

Столица же Донецкого края тогда как магнитом притягивала творческих людей, которым здесь «светило» не только достойное вознаграждение за труды, но и возможность экспериментировать. Впрочем, чего уж там «магнитом» — хозяева города и области Дегтярев, Миронов, Шульгин создавали художникам условия наибольшего благоприятствования.

На пятой школе Каракис посоветовал местным властям использовать таланты Синицы и его учеников и соратников. Сказано – сделано. Григорий Синица, как пишет киевский искусствовед Олег Адамович, создал серию художественных эскизов мозаичных панно, а талантливый художник Виктор Зарецкий создал бригаду художников (к этому занятию его привлекла жена, Алла Горская, монументалист по профессии), воплотивших эскизы в жизнь. Заглавным стало панно «Прометеи» на фронтоне школы. Откликнувшись на его появление, выдающийся украинский художник Василий Касиян писал, что в Донецке бригада художников под руководством Г. Синицы создала замечательные мозаичные картины в духе народного творчества. Перечислим всех, кто в бригаде Зарецкого работал: Надежда Светличная и Александр Коровай (оба работали на школе еще в 1965 году), Алла Горская, Галина Зубченко, Геннадий Марченко, Иван Кулик, Василий Парахин.

Кроме школы № 5, эта творческая группа создала знаменитое панно «Жар-птица» для ювелирного магазина «Рубин», панно для школы № 47 (тот самый проект Каракиса, который мы обещали упомянуть) и ряд других произведений. К сожалению, не все они сохранились. Увы, не все в лучшем состоянии сегодня. Требуют реставрации и те, что на уникальной школе. Как ни грустно, такова судьба многих творений художников.

Ташкентский собрат

А Иосиф Каракис сразу после сдачи донецкого объекта взялся за новый. Ведь он считал тогда, что «…малоэтажные школьные здания, особенно в южных районах страны, должны занять достойное место».

В 1969 году в восстановленном всем Союзом после жуткого землетрясения Ташкенте по его проекту (совместно с Н. Савченко) была построена школа, очень похожая на донецкую – сто десятая им. Т.Г. Шевченко в микрорайоне Украинский. Похожая, но не как две капли воды. Ташкентский проект предусматривал помещения на 2600 учеников и плавательный бассейн. Панно для нее создал украинский художник Владимир Куткин. Этой школой и по сей день гордится столица Узбекистана. Пора гордиться своей пятой школой и шахтерской столице. Гордиться и помочь ей в реконструкции.

 

Олег ИЗМАЙЛОВ, Елена ЗГИННИК 


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Zhoock Off
    Zhoock Off 19.04.2011, 22:32

    все авторы - молодцы!
    Бальзам на души отдельных читателей. А вот приз (второй секретный транш) - только Ясенову.

    По поводу самого проекта - прикольное сооружение (но в Ташкенте ему теплее, конечно), а насчет реализации... но стоИт же!!! и сколько лет!

  2. remza
    remza 19.04.2011, 23:58

    Занятно ...

  3. ismaell
    ismaell 20.04.2011, 08:34

    Zhoock Off, стоит, но уже лет десять как требует капитального ремонта, я там бываю иногда внутри - очнь заметна бедность и нужда этого здания. Составлена смета - 200 000, но никто не спешит раскошилится. Впрочем, как всегда, везде и вов всем...

  4. алекс
    алекс 20.04.2011, 09:29

    Революцию в искусстве (флоромозаику) осуществил не Синица, а художник Феофан Мухин ("Золотой теленок").

    Портрет заведующего  гостиничным трестом был выполнен из овса.

  5. ismaell
    ismaell 20.04.2011, 09:42

    алекс, у вас не совсем точные сведения - Феофан Мухин написал портрет тов. Плотского-Поцелуева - овсом ("дорог овес (гречка, да?) нынче, не укупишь овес-то"), а флоромозаику первыми освоили диалектические станковисты))))

  6. алекс
    алекс 20.04.2011, 09:49

    "...Первая его работа вызвала в городе большой шум. Это был портрет заведующего гостиничным трестом. Феофан Мухин оставил станковистов далеко позади. Заведующий гостиничным трестом был изображен не масляными красками, не акварелью, не углем, не темперой, не пастелью, не гуашью и не свинцовым карандашем. Он был сработан из овса. И когда художник Мухин перевозил на извозчике картину в музей, лошадь беспокойно оглядывалась и ржала".

  7. ismaell
    ismaell 20.04.2011, 10:07

    Завистники станковистов написали, подкупленные Мухиным - так началос переписывание истории советского искусства :)))

     

  8. Zhoock Off
    Zhoock Off 20.04.2011, 10:20

    беспокойная лошадь с белыми отметинами - та, что на первой фотке с группами людей в Юзовке, из соседнего материала?

  9. Dima
    Dima 20.04.2011, 10:20

    Добрый день.Ещё при школе был ангар и теплица.А внизу,в подвале был тир (стрельбище).Там мы стреляли из малокалиберных винтовок под рукодством подполковника Потапова Сергея Фёдоровича (Вечная Ему Память).А тамбуры по торцам блоков закрыты были.

  10. ismaell
    ismaell 20.04.2011, 10:31

    Zhoock Off, во-во! она-с!



    Dima, в интересном здании вы учились, оригинальным. А как насчет двориков - уютно в них было на переменах?

  11. donrace
    donrace 20.04.2011, 11:46

    Интересно, а как сейчас с заполненностью школы?

  12. ismaell
    ismaell 20.04.2011, 12:30

    donrace, точно не скажу, но вроде все нормально пока, визуально

  13. Dima
    Dima 20.04.2011, 14:27

    ismaell,зимой выходы из классов забивались гвоздями (имеется ввиду -двери к луткам прибивались).А с наступлением тепла мы,втихаря,эти гвозди выдирали и выходили.Во двориках места достаточно было для всех:там и линейки проводились,и на переменах мы играли :то в слона,то в коня и т.д.Окна в классах большие на всю раму,т.е.,можно сказать от пола до потолка.На улицу они открывались,а в коридор нет (чтобы было всем понятно: две боковые стенки в классах-стеклянные).В нашем классе одно из окон не закрывалось на шпингалеты,я как-то утром ,пораньше,через него в класс и попал.Представляете картину:класс закрыт,а я за партой .Мне в дневнике написали:"Вошёл утром в класс через окно".Но,в блоках учились до восьмого класса,далее начиналась кабинетная система,т.е.каждый предмет проходил в своём кабинете.А учеников раньше было много;классы были от А до З,а может и дальше.Это при открытии школы.А мы учились с 1971 по 1981.У нас класс Е в другом блоке находился.А после восьмого были от А до Д.Школа была с углублённым изучением биологии(для отдельного класса),поэтому была теплица,около неё грядки,ну,и кабинет,соответственно.Вокруг школы три стадиона:два небольших по бокам,один большой внизу-на нём "Искорка" играла.В тёплое время на них физ-ра проходила и мы на переменах играли .А зимой на большом стадионе мы на лыжах бегали на физ-ре.В школе лыжи тогда были.Два спортзала - малый и большой тоже не пустовали.Кроме уроков там и секции были.А душевые в наше время не работали в раздевалках. В актовом зале фильмы по определённым дням показывали(вроде бы,по четвергам).Как и в детских садах раньше.В одной из книг о Донецке на фоне "Прометея" сфотографированы три мои одноклассницы.Дело было на перемене и пацаны друг друга в кадр вталкивали.Так что,фотографу выдержку пришлось проявить.Не в смысле выдержки и проявки плёнки-а дождаться момента щёлкнуть затвором аппарата.Ещё в школе был сильный Клуб интернациональной дружбы(КИД).Его вела Учитель украинского языка Виктория Петровна Дегтярёва. Все зарубежные делегации,прибывающие в Донецк,встречали наши кидовцы.

  14. ismaell
    ismaell 20.04.2011, 14:55

    Dima, душевно вам признателен за ваш рассказ. Он по сути - еще одна главка из материала о пятой школе, причем, очень ценная. Если буду готовить к публикации еще когда-нибудь этот материалЮ обязательно добавлю ваш рассказ.))

  15. Aryason
    Aryason 20.04.2011, 16:15

    А вообще, как и любой архитектор Каракис мало думал о технической стороне вопроса.

    Самый простой пример 10 школьных блоков, из которых подразумевается выход учеников во двор, автоматически влекут за собой громадный штат техничек. которые должны эти выходы обслуживать.

    Таже история с санузлами, которых уже 20 (мальчиковые и девичьи). Даже не учась в пятой школе, голову даю на отсечение - работали далеко не все.

    Большая площадь остекления - громадные теплопотери + постоянные сквозняки из-за плохого качества оконных блоков + необходимость содержать собственный теплопункт.

  16. ismaell
    ismaell 20.04.2011, 22:23

    Aryason, почитаю интервью Каракиса и других спецов на проекте - гигиенистов, медиков, тогда много писали -  расскажу что они думали оп поводу теплопотерь и проч. пока нет возможности. Пользуясь случаем: текст получил, все замечательно, some later))

  17. Dima
    Dima 21.04.2011, 11:38

    Aryason,добрый день.Пожалейте себя,санузлы работали все.Только блоков было восемь.Мы считали только одноэтажные.Выходы по торцам были постоянно закрытыми-в них ,по большому счёту,нужды не было.Из каждого класса выход был на улицу.Вешалки для одежды были напротив каждого класса.Кроме того,в каждом классе был водопровод с умывальником-можно было руки помыть.А коридоры ,которые эти блоки соединяли,были наклонными-по профилю местности.Но,если смотреть на схему,то из левых блоков в правые можно было пройти по улице,либо через спортзал.либо через вестибюль на первом этаже в верхней части.Посередине школы-те самые два спортзала,актовый зал,библиотека.А в двухэтажной части на первом этаже раздевалка,столовка,администрация,медкабинет,мастерские,ещё один вестибюль с декоративным бассейном.На втором ,опять же большой вестибюль и кабинеты физики-это наш был(а был ещё один),химии,биологии,истории,литературы:украинский и русский и т.д.В этих вестибюлях школьные вечера и проходили.А теплопункта ,честно говоря,не помню.Это я сейчас так всё пишу-а тогда...Кто из нас задумывался над всем этим?Быстрее бы школу закончить.Десять лет в школе так долго тянулись...А школу закончили-и время побежало.Тридцать лет прошло.                                                                                                                         НИЗКИЙ ПОКЛОН НАШИМ УЧИТЕЛЯМ И ШКОЛЕ!

  18. Dmitriy
    Dmitriy 22.04.2011, 16:56

    Все как рассказал Dima! Правда учился я с 1976 по 1986, но похоже в те времена мало что менялось за десять лет. Каждую перемену в 1-8 классе мы, при нормальной погоде, носились на улице - играли в футбол, чижа, латку. В старших классах Шнапа  учил нас стрелять в тире и разбирать автомат. А еще в наши времена в школе преподавал Шаталов. Сланоизвестные мозаики, мы несознательные советские школьники использовали в качестве скалодрома для отработки альпинистских навыков. Славные были времена.

  19. Oleg
    Oleg 25.04.2011, 18:43

    Спасибо за очень интересную публикацию!
     

    Если есть возможность, поделитесь пожалуйста инфромацией о двух моментах. Буду очень признателен.

    1. По возможности расскажите, какой именно номер журнала «Строительство и архитектура» цитируется в статье «…комплекс сооружений, состоящий из восьми одноэтажных и двух двухэтажных корпусов…»? Я так понимаю, что возможно один из следующих, но какой именно? a.) И. Ю. Каракис Типовое проектирование школ-интернатов // Строительство и архитектура (Будівництво і архітектура). — 1957. — № 3; b.) И. Ю. Каракис, Х. Заривайская Однокомнатные квартиры в галерейном доме // Строительство и архитектура (Будівництво і архітектура). — 1958. — № 1; c.) И. Ю. Каракис Пути улучшения планировки жилья // Строительство и архитектура (Будівництво і архітектура). — 1959. — № 11; d.)  И. Ю. Каракис, Н. Савченко, А. Волненко Жилой корпус на 600 воспитанников [школы-интерната] в Киеве // Строительство и архитектура. — 1959. — №8; e.) И. Ю. Каракис, В. Городской От эксперимента — к массовому строительству: Комплексная серия типовых проектов школ и школ-интернатов // Строительство и архитектура. — 1960. — № 11
    2. Подскажите, пожалуйста, из какой публикации слова И. Каракиса "В школах, возведенных по типовым проектам, классные комнаты размещаются во всех трех или четырех этажах..."?
    Еще раз спасибо.
    Oleg 

  20. Marisha
    Marisha 28.04.2011, 10:07

    Всем добрый день! 5 школа моя родная. Училась я там с 1988 по 1999 годы. Да торцовые выходы были всегда забиты. Единственный туалет мужской, который не работал и был всегда закрыт, был во втором блоке по левой стороне (если смотреть по плану). Он не работал потому что во дворе блока растет огромный тополь, его корни проросли в трубы.  В этих четырех блоках учились младшие классы. Когда я училась учеников было около полутора тысяч. Сейчас к сожалению школа пришла в упадок. А на одном из малых стадионов с правой стороны от школы построили какое-то здание. Ангара давно нет, он сгорел еще в начале 90-х, теплица развалилась, а сад зарос.

    Техничек у нас было всего-то около 10 человек, а потом еще меньше. Классы,кстати, мы сами убирали начиная с 5 класса. Единственным минусом огромных окон  со временем стали изношенные деревянные рамы, которые мы заклеивали на зиму, а из них все равно сифонило. В мое время уже не было крыши над входом во дворики каждого блока, как на фотографиях выше. Их нет и сейчас. Когда и почему их убрали я не знаю.

    В первом блоке по левой стороне у нас был нулевой класс, игровая и спальня. Нас тогда кормили 3 раза в день, как в садике. У нас была воспитательница Екатерина Васильевна, первая учительница Просковья Федоровна. Именно тогда с 1 по 4 класс было хорошо, тепло и уятно, а потом все начало рушиться. В 1991 году приказал долго жить СССР и поезало все и полетело в тар тары.

    Еще в двухэтажном сдании боковые стклянные выходы всегда были заставлены старыми партами и стульями, а со временем школьники разбили там стекла и их заделали фанерой, а сейчас вообще какой-то жестью.

  21. Бальдр
    Бальдр 11.06.2011, 21:41

    Родная школа, 11 лет жизни, знаю  в ней каждый закуток, и на крыше  у неё просто невероятно!

  22. tigor
    tigor 13.06.2011, 15:25

    Прекрасная статья!

    Ответили на давно мучавшие меня вопросы об авторе и точно дате постройки. Теперь буду знать.

  23. Ruslan_skl
    Ruslan_skl 15.06.2011, 11:54

    Хорошая статья. Мне очень понравилась. Я впервые что-то узнал о месте своей учебы (1993-2003 г.г.). Интересны источники...Но я думаю автор врядли будет их разглашать)))) Скажу честно...школа испортилась после ухода директора Жуковой В.П. в 2002 году.... Могу сказать что я очень рад, что учился именно там. Я горжусь своей школой...точнее будет сказать гордился.
    Обратите внимание на http://www.uvk5.org.ua/ раздел история школы....))))))))

  24. Dima
    Dima 20.06.2011, 13:45

    Ruslan_skl,добрый день.Валентина Петровна Жукова была у нас классным руководителем и вела физику.А нашей классной комнатой был кабинет физики №2-это сразу возле холла на втором этаже.Спасибо большое Валентине Петровне.

  25. Oleg
    Oleg 21.06.2011, 07:09

    Ruslan_skl

    >"Интересны источники...Но я думаю автор врядли будет их разглашать)))) "

     

    Автор был более чем любезен! Он не только рассказал источники, но и по моей просьбе прислал мне копии страниц источника.

     

    Оказалось, что кроме отличного умения писать он еще и очень приветливый и отзывчивый человек.

     

    С уважением,

    Олег Ю.

    П.С. Я тоже пару месяцев назад прочитал информацию на сайте школы о "
    чеських" архитекторах и долго смеялся :) 

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.