Донецкий



81

Донецк - это имя

В ноябре 2011 года исполнится ровно 50 лет с того дня, как наш город получил имя «Донецк». Сейчас оно кажется нашим неотъемлемым. Тогда, в 1961-м, это было имя новое и свежее. Впрочем, и не совсем незнакомым для горожан. Слово было – но не имя.

Для начала, чтобы лучше понимать момент, прочтем документ. Это – Указ №267 Президиума Верховного Совета «О переименовании Сталинской области в Донецкую и г.Сталино в Донецк». Датировано 9 ноября 1961 г. Перевод на русский берем на свою совесть:

«Принимая во внимание желания коллективов промышленных предприятий, шахт, строек, совхозов, колхозов, научных учреждений и учебных заведений, а также ходатайства общественных организаций Сталинской области, Президиум Верховного Совета Украинской ССР постановляет:

Переименовать Сталинскую область в Донецкую и город Сталино – в город Донецк».

И две подписи: председателя Президиума ВС УССР Д.Коротченко и секретаря А.Зленко.

А теперь на время погрузимся в неглубокую пучину прошлого.

…Историческое

Слово «Донецк» произошло от названия главной реки нашей области. Но не напрямую. Сначала Северский Донец был использован для обозначения каменноугольного бассейна, расположенного по соседству. Принято считать, что первым сделал это в 1827 году Евграф Петрович Ковалевский в работе «Опыт геогностических исследований в Донецком горном кряже», где впервые был упомянут интересующий нас топоним.

Ковалевский был уроженцем Харьковщины. Это многое объясняет. Есть там расхожий стереотип: все, что южнее Северского Донца – другой мир. Эта чудная река для них – нечто рубежное и знаковое. Трудно сказать, насколько был подвержен влиянию этого стереотипа Евграф Петрович, но можно предположить: задайся целью наименования угольного бассейна другой человек, не имевший отношения к Харьковщине – мы получили бы другое название. И не было бы ни Донецка, ни Донбасса, ни ДПИ, ни команды Shakhtar Donetsk, ни многого другого.

Впрочем, вернемся из сферы гипотез в реальный мир. Ковалевский знал земли южнее Донца не понаслышке: он начинал карьеру на Луганском литейном заводе и уже тогда, в 1814-15 годах, участвовал в геологических экспедициях по бассейну Северского Донца, исследовал залежи каменного угля в этом районе. Десять лет спустя, будучи уже большим человеком (член Горного совета Департамента горных и соляных дел Министерства финансов, командир Горного кадетского корпуса), просто продолжил старую работу на новом уровне.

В общем, название «Донецкий кряж» пошло от человека, для которого река Донец была, во-первых, чем-то близким и понятным, во-вторых – чем-то системообразующим. В конце концов, не было тогда здесь, в Дикой Степи, никакого более значимого географического объекта, к которому Евграф Петрович мог бы привязать описанный им кряж с его богатейшими угольными залежами.

Само название «Донецкий» придумал, конечно, не Ковалевский. Слово возникло, как только здесь появились русские.  Например, понятие «донецкие сторожи» фигурирует в документах почти за 200 лет до трудов Евграфа Петровича: это казацкие заставы по пограничной тогда реке. Но к нашим краям оно отношения не имело: «донецкими» считались земли на юге Слобожанщины, на рубеже освоенных земель. Ковалевский оторвал это слово от своего родного края, перебросив его на правый берег Донца.

Так слово стало нашим.

…Инерционное

В общем, Джон Юз приехал уже в Донбасс. Но город, который получился его стараниями, назвать «донецким» никому и в голову не приходило. А ведь в 90-х годах ХIX века патриотически настроенная часть Юзовки уже выдвигала всякие проекты о переименовании поселения в что-то более славянозвучащее. Основным вариантом был «Смолянинов» (по имени главных угольных копей доюзовских времен). Вариант не прошел.

Похоже, что до революции  «донецкий» и «юзовских» оставались двумя слабо соотносящимися понятиями.

Все изменилось в начале 30-х. А точнее – 16 июля 1932 года, когда постановлением Всеукраинского Центрального Исполнительного комитета (председатель – хорошо всем нам знакомый товарищ Петровский) город Сталино назначили административным центром Донецкой области, образованной за две недели до того. Область получилась большая, в нее вошла и Луганщина. Идея была логичной: объединить в одну территориальную единицу весь Донбасс. Что тогда значило для уха советского человека имя угольного бассейна? Оно уже приобрело чеканное пролетарское звучание. И оно готово было стать символом индустриализации (что и случится через несколько лет). Как еще было назвать новую область? Только «Донецкой»! Это решение было правильным и с точки зрения логики, и с точки зрения идеологии.

Донецкая область «первого созыва» просуществовала чуть менее шести лет. 3 июня 1938 года ее разделили на Сталинскую и Ворошиловградскую. Но название «Донецкий», которое к тому времени приобрели многие заведения и учреждения нашего города, к некоторым пристало намертво. Например, нынешний Национальный технический университет в 1945 году имел такое полное название: «Донецкий ордена Трудового Красного Знамени индустриальный институт им. Н.С.Хрущева».

Каким образом в городе имени вождя могло что-то называться не его именем? Возможно, слово «Донецкий» к тому времени приобрело уже такой вес, что могло поспорить по своему позитивному смыслу со словом «Сталинский»? Так или иначе, но благодаря административной реформе 1932 года оно вошло в повседневную жизнь нашего города и стало одной из его характеристик.

До полного его слияния с городом оставалось совсем немного.

…Идеологическое

В 1961 году имя Сталина исчезло с карты СССР. На XXII съезде по Иосифу Виссарионовичу был нанесен окончательный удар. Съезд закончился 31 октября. И в первую неделю ноября по стране пошла волна переименований. В предпраздничную неделю не уложились. Но так или иначе, 10 ноября жители нашего города проснулись уже в новой реальности.

О переименовании никто заранее не предупреждал. Для абсолютного большинства оно стало сюрпризом. Многие вспоминают, что впервые увидели его на табличках междугородных автобусов, скользящих по улицам. В газетах постановление о переименовании опубликовали – но очень многие узнавали новость на улицах города, постепенно сталкиваясь с экспансией нового названия во все сферы жизни.

Между тем, что-то такое в воздухе носилось еще до XXII съезда. О готовящемся серьезном «наезде» на Сталина знали или чувствовали (в Советском Союзе чувство почти всегда заменяло знание). Информированные или просто понимающие люди стали говорить об этом с начала октября. Доктор исторических наук Владимир Никольский вспоминает, что на этом неофициальном уровне фигурировало название «Гурьевск» - вроде бы, именно так предлагалось назвать город. В честь генерала Гурова, разумеется (его слава в качества главного освободителя от фашистов была тогда у нас неоспорима). Другие зло иронизировали, что «Сталино» вполне может трансформироваться в «Хрущево». Была еще такая очень оригинальная версия: мол, областной центр теперь будет называться «Шахтерск», а город, носящий это имя, переделают во что-нибудь еще.

К сожалению, так и не удалось узнать, кто именно предложил тогда это название – «Донецк». Поныне здравствующие ветераны партийных и советских органов разводят руками – мол, такова была коллективная воля. Говорят, что решение приняли быстро и спонтанно в кулуарах XXII съезда – мол, перед делегацией области поставили задачу предложить новый вариант тут же, не мешкая, и на срочном общем собрании донбассовцев кто-то брякнул: «Донецк»!

Брякнули или нет, но решение оказалось потрясающе удачным. Третий вариант названия города прижился так, что уже и сторонники советской власти, и ее противники считают его единственно возможным. Очень аполитичный, очень звучный (специалисты по фонетике утверждают, что сочетание звонких звуков оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему), очень лаконичный, Донецк удовлетворил всех. В конце концов, важно и то, что это слово – мужского рода. В своей истории город прошел сначала через женскую инкарнацию, потом через существование в среднем роде. Слово «Донецк» делает цикл нашего бытия полным и окончательным.

Комментарии к Донецк - это имя

<< >>

  • donrace
  • 26 августа 2011 00:36
  • Регистрация: 26.10.2010
  • Комментариев: 536
  • Публикаций: 6
  • ICQ: --

Слово «Донецк» произошло от названия главной реки нашей области.

 

Инересно что похожая аргументация и у российского Донецка. Кстати мы с ним никак не дружим?

 

Решил копнуть дальше. Получается Донец называетсятак потому-что он приток Дона, а Дон переводится с скифо-сарматского как вода.

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 5318
  • Публикаций: 1092
  • ICQ: 68179437

donrace,
Тот Донецк слишком мелок, чтобы мы с ним дружили:)

  • Регистрация: 19.10.2010
  • Комментариев: 256
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Принимая во внимание желания коллективов промышленных предприятий, шахт, строек, совхозов, колхозов, научных учреждений и учебных заведений, а также ходатайства общественных организаций Сталинской области...

Вот бы почитать!!!

И никаких референдумов. А то, блин, для возвращения названия Пожарная площади главного владельца маузера - так общественные слушания, социологические опросы, прения, затраты для табличек и прочая, и прочая, и прочая... Пока будут у нас на табличках красоваться имена всяческих деятелей революции - так и будем сидеть в г...не!

  • Регистрация: 13.10.2010
  • Комментариев: 174
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Цитата: donrace
Донец называетсятак потому-что он приток Дона, а Дон переводится с скифо-сарматского как вода.


Значит в переводе с сарматского на русский Донецк это Водиченск или Водица. Почти Пуща-Водица!

  • sembond
  • 26 августа 2011 11:01
  • Регистрация: 12.05.2009
  • Комментариев: 1268
  • Публикаций: 0
  • ICQ: 122213505

Последний абзац - настоящий финал истории. Фундаментально! Почти прослезился. Слова настоящего патриота.

  • donrace
  • 26 августа 2011 11:11
  • Регистрация: 26.10.2010
  • Комментариев: 536
  • Публикаций: 6
  • ICQ: --

dolzhnik, Я хотел вначале написать "Воднинск", но потом передумал)

  • Регистрация: 13.10.2010
  • Комментариев: 174
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

donrace, Воднинск не совсем точное название-) Ибо Донец - это ж не вода, а лишь водичка. Или водОчка:-)) 

  • Регистрация: 20.09.2010
  • Комментариев: 2433
  • Публикаций: 22
  • ICQ: 245282944

...кто еще знает тут скифо-сарматский?))

 

был ли такой язык? или путаем с сербско-хорватским?

  • Регистрация: 31.03.2010
  • Комментариев: 925
  • Публикаций: 2
  • ICQ: --

Zhoock Off
Скифо-сарматского не знаю. Могу сказать только, что языки этих народов относились к иранской языковой группе индоевропейской языковой семьи. Почти все европейские языки и славянские в том числе тоже относятся к индоевропейской языковой семье. Поэтому много очень похожих слов в русском и, например, санскрите. Не потому, что кто-то у кого-то перенял слова, а потому, что был общий праязык. Об этом интересно пишет Зализняк. 

  • Регистрация: 20.09.2010
  • Комментариев: 2433
  • Публикаций: 22
  • ICQ: 245282944

Кусто,
это известно и интересно, да.

Вы водку пьете?)

  • Регистрация: 31.03.2010
  • Комментариев: 925
  • Публикаций: 2
  • ICQ: --

Zhoock Off,
А кто ж ее, родимую, не пьет )))

  • Aryason
  • 26 августа 2011 19:18
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Zhoock Off,
неожиданный поворот

  • Регистрация: 5.03.2011
  • Комментариев: 140
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Новоигнатьевский,я согласен! Когда переименовывали Жданов в Мариуполь, Георгиу-Деж в Лиски, Ленинград в Санкт-Петербург и т.д. - никто не проводил никаких, блин, референдумов. И всё прошло на ура! А сейчас под этим предлогом просто не хотят. А "рехверендум" - чисто для галочки.



И наш градоначальник и его приспешники придумывают нелепый аргумент - НЕТ ДЕНЕГ. Есть они! И уходят на всякую ерунду, вроде помпезных празднований Дня Шахтёра.

  • Регистрация: 31.03.2010
  • Комментариев: 925
  • Публикаций: 2
  • ICQ: --

Вот какие люди живут у нас на Текстильщике! http://ru.tsn.ua/video/video-novini/?media_id=383475027     Всех с наступающим праздником!

  • Регистрация: 17.03.2011
  • Комментариев: 42
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Дело в переименовании города Сталино в Донецк решилось просто-я был знком с одним из руководителей Обкома парти и он мне тогда сказал,что Донецк возник из-за названия Донецкой железной дороги!!!Назват так город предложил начальник дороги,поскольку возникли бы трудности переименования самой Железной дороги!!!Вот и весь секрет!



Да!!Хочу поздравит всех Вас с Наступающим Днём Шатёра и Днём города!!!!Мы здесь далеко далеко от Донецка эти праздники отмечаем обязательно!!!Всё-таки большую часть жизни отдали этому труному,но по своему прекрасному краю !!!!И шахтёрский труд это не просто труд,а это героический труд!!!!!

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 5318
  • Публикаций: 1092
  • ICQ: 68179437

yura beylin,
Красивая история! И вас с нашими праздниками!

  • sembond
  • 27 августа 2011 19:26
  • Регистрация: 12.05.2009
  • Комментариев: 1268
  • Публикаций: 0
  • ICQ: 122213505

Цитата: Zhoock Off
Вы водку пьете?)
 

Это тоже Булгаков. Только из кино. Одноименного.

  • Регистрация: 20.09.2010
  • Комментариев: 2433
  • Публикаций: 22
  • ICQ: 245282944

sembond,
кстати, да.

Но фраза так широко работает и применяется, что уж из состава цитат выбыла сама собой)



yura beylin,
жаль, что в конце 80-х не спасла жд-традиция от переименования станцию Святогорская. Не прошло и 10 лет, как пришлось фактически обратно переименовывать. 

  • Регистрация: 12.11.2010
  • Комментариев: 154
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Zhoock Off,
Особых проблем со скифским языком нет, т.к. нынешние осетины (и северные и южные) есть АЛАНЫ, т.е. прямые потомки одного из скифских племён - аланов.

  • Регистрация: 17.03.2011
  • Комментариев: 42
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

AKTOR

 И мне жаль!!!Но в 80-е уже не было тех людей,которые могл отстоять старое название!!!А станцию Иловайское отстояли  с этим названием,а ведь хотели переиминовать!!!!Кому то не нравилось,что такая узловая станция названа в честь,как им видилось,царского сатрапа!Ведь это правда ,что все поезда ,следовавшие через эту станцию должнв были здесь стоять не менее 12 минут-так повелел САМ царь,который очень ценил Иловайского!

  • Регистрация: 15.10.2010
  • Комментариев: 162
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

по поводу станции Святогорская

ее могли переименовать где-то еще в 1933-1934 (точно не помню - надо рыться в записях), когда на обсуждения заседания областной административной комиссии выносился вопрос о "переименовании станции Святогорск в Якир". Но видимо тогда руководящие работники проявили "политическую бдительность", "нюхом" учуяв в Якире будущего "врага народа", и вопрос был снят с повестки дня заседания.

Вот такая история

  • Регистрация: 12.12.2010
  • Комментариев: 334
  • Публикаций: 1
  • ICQ: --

Кусто,

Вот какие люди живут у нас на Текстильщике!

По этому поводу есть шахтерский стишок:
"Я приїхав до Донбасу вугiлля довбати,

А воно таке тверде..."
Знаете чем заканчивается стих? wink    
Я уверен, что Этьен рассказал его журналистам "за кадром"!   lol

  • Регистрация: 12.12.2010
  • Комментариев: 334
  • Публикаций: 1
  • ICQ: --

       В газете "Металлург" №32 (510) от 19 августа 2011 года Донецкого металлургического завода есть интересная статья по поводу переименования Сталино в Донецк. Приведу отрывок из нее дословно...
       ...Тогда в 1961 году в номере газеты "Металлург" была напечатана статья под громким именем "Одобряем!"  о митинге трудящихся доменного цеха. Этот номер вышел 1 ноября, озаглавлен он как "Орган партийного комитета, завкома профсоюза, управления Сталинского металлургического завода". Цитата: 
      "...На трибуне машинист рудногрейферного крана Григорий Михайлов:
       - Как показал съезд, выступления его делегатов. - сказал товарищь Михайлов, - огромный вред нашей стране нанес культ личности Сталина, который повинен в гибели многих честных советских людей. Вношу предложение войти с ходатайством в правительство Советского Союза о переименовании нашего города, области и нашего завода. Донбасс - край угля, металла и машиностроения - должен носить достойное имя...".
         ...И вот, в номере  "Металлурга" за 15 ноября мы видим: "Орган партийного комитета, завкома профсоюза, управления ДОНЕЦКОГО металлургического завода". 

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 5318
  • Публикаций: 1092
  • ICQ: 68179437

Sid Misious,
О! Спасибо, класс! это говорит о том, что антисталинская движуха в Донецке шла параллельно съезду, хотя и не объясняет, кто придумал имя. Но все равно интересно!

  • StanAr
  • 2 сентября 2011 04:41
  • Регистрация: 15.01.2011
  • Комментариев: 12
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Anatoliiz,

Из Википедии:

"In 1924 at the plenum Yuzovsky executive committee had decided to rename the town from Yuzovka to Stalin (Сталiн). In 1929-1931 the town was renamed in Stalino (Сталино). In 1932 the city became the center of Donetsk region. In 1961, during the De-Stalinisation the city was again renamed to its modern name Donetsk[1] after the Seversky Donets river.[2] In addition, some sources state that the city was briefly called Trotsk—after Leon Trotsky—for a few months in 1923"

Могли бы быть все троцкистами. wink

  • Регистрация: 15.10.2010
  • Комментариев: 162
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

StanArА никто пока не видел этих документов о переименовании в город Троцк. Скорее всего этого факта не было.

 

  • Регистрация: 10.12.2008
  • Комментариев: 5318
  • Публикаций: 1092
  • ICQ: 68179437

StanAr,
Ни одного подтверждения насчет Троцка пока нет. Все ссылки - на одну-единственную статью в "Комсомолке". Я внимательно изучил в областном архиве все сохранившиеся номера юзовской газеты "Диктатура труда" за 1923 год - там ни намека на Троцк

  • Регистрация: 20.09.2010
  • Комментариев: 2433
  • Публикаций: 22
  • ICQ: 245282944

JohnAdmin,
...хорошо бы, если б Троицк (самым заискивающим тоном).
и часовенку бы где-нибудь уже...

  • Aryason
  • 3 сентября 2011 08:11
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
  • ICQ: --

Цитата: Zhoock Off
хорошо бы, если б Троицк (самым заискивающим тоном). и часовенку бы где-нибудь уже...
  Т-с-с-с, а то наичнает попахивать нашим восточным сепаратизмом. А так я согласен пусть город называется в честь площади на Донском

  • Регистрация: 31.03.2010
  • Комментариев: 925
  • Публикаций: 2
  • ICQ: --

Под звон литавров поздравляю всех с праздником! Донецк - это лучшее название из всех возможных. У меня еще сегодня и двойной праздник :)

<< >>
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.